Четные колонтитулы для четных страниц, нечетные — для нечетных
Четные колонтитулы для четных страниц, нечетные — для нечетных
Word позволяет создавать разные колонтитулы для четных и нечетных страниц. Чтобы увидеть, как это выглядит, рассмотрите книгу, которую держите в руках. Колонтитул четной страницы содержит ее номер и название части, колонтитул нечетной — номер, название главы и номер страницы. Вы тоже можете создать такой колонтитул!
Если вы хотите создать разные колонтитулы для четных и нечетных страниц, действуйте следующим образом.
1. Выберите команду Вид>Колонтитулы.
В вашем документе появится верхний или нижний колонтитул, а также плавающая панель инструментов Колонтитулы (рис. 15.2).
2. На панели инструментов Колонтитулы щелкните на кнопке Параметры страницы
Диалоговое окно Разрыв
Диалоговое окно Разрыв
Следующий этап — перемещение курсора на первую (титульную) страницу, которая находится в предыдущем разделе. Отформатируйте ее по своему усмотрению.
Если вы хотите в одном разделе объединить несколько стилей форматирования, используйте разрыв На текущей странице. Например, если на одной странице расположены и колонки, и обычный текст, разрыв На текущей странице и лучший способ объединить форматы этих двух элементов. В главе 21 об этом рассказывается более подробно.
Параметры С четной страницы и С нечетной страницы позволяют начать новый раздел, соответственно, с четной или с нечетной страницы. Например, если создаваемый вами документ после распечатки должен быть сшит, то те или иные разделы должны находиться на определенных (четных или нечетных) страницах. (Правда, я еще никогда не видел, чтобы кто-нибудь пользовался этим параметром.)
Разбивка на разделы также облегчает работу с документом, состоящим из большого количества частей. Каждая часть может быть выделена в самостоятельный раздел: титульный лист, введение, глава 1, Приложение А. Чтобы начать работу с конкретным разделом, используйте команду Перейти. Более подробно об этой команде рассказывалось в главе 3. В главе 21 речь идет о разбиении текста на колонки. К сожалению, я тоже не могу объяснить, почему туалетная бумага рвется не по намеченным дырочкам.
Если не нужен колонтитул на первой странице...
Если не нужен колонтитул на первой странице...
Первая страница документа (обычно это титульный лист) не должна содержать колонтитулов. Чтобы не дать им туда проникнуть, обратитесь к диалоговому окну Параметры страницы, открыв на нем вкладку Источник бумаги (см. предыдущий раздел). В диалоговом окне Параметры страницы в области Различать колонтитулы установите флажок Первой страницы. Щелкните на кнопке ОК.
Вернувшись в свой документ для редактирования колонтитулов, щелкните несколько раз на кнопке Переход к предыдущему
Форматирование документов
Глава 15. Форматирование документов
В этой главе... Разбивка документа на разделы Вставка разрыва Удаление разрыва раздела Верхние и нижние колонтитулы Как создать колонтитул Четные колонтитулы для четных страниц, нечетные — для нечетных Если не нужен колонтитул на первой странице... Побольше колонтитулов, хороших и разных!
Как создать колонтитул
Как создать колонтитул
Только колонтитулы могут придать документу настоящий шик. Не обязательно использовать верхний и нижний одновременно — хватит и одного. В любом случае для их создания применяется одна и та же команда.
Итак, попробуем ввести верхний или нижний колонтитул.
1. Выберите команду Вид>Колонтитулы.
Окно документа изменится, и вашему вниманию будет предложен образец колонтитула с надписью Верхний колонтитул или Нижний колонтитул в верхнем левом углу. Кроме того, появится плавающая панель инструментов Колонтитулы. Как это выглядит, показано на рис. 15.2.
Побольше колонтитулов, хороших и разных!
Побольше колонтитулов, хороших и разных!
Колонтитул действует обычно в пределах одного раздела документа. Для большинства документов, которые состоят из одного раздела, это хорошо. Но предположим, что вам по каким-то причинам в одном документе потребовалось расставить разные колонтитулы или, наоборот, необходимо отключить колонтитулы в каких-то частях документа (например в тех, где много графики, поскольку вы не хотите перегружать страницы информацией). В любом случае вам необходимо установить разные колонтитулы (собственно колонтитулы, без колонтитулов, снова колонтитулы). Чтобы добиться этого, следует разбить документ на разделы.
Для каждого раздела можно установить свои колонтитулы, которые не будут повторяться в других разделах. При этом изменения, вносимые в колонтитулы одного раздела, никак не скажутся на колонтитулах других разделов. Чтобы получить самую подробную информацию о разбивке документа на разделы, вернитесь к разделу "Разбивка документа на разделы" этой главы.
Пример колонтитула с плавающей панелью инструментов Колонтитулы
Пример колонтитула с плавающей панелью инструментов Колонтитулы
2. Щелкните на пиктограмме переключения между верхним и нижним колонтитулом Верхний/Нижний колонтитул
Разбивка документа на разделы
Разбивка документа на разделы
Многие команды форматирования Word применяются ко всему документу целиком. Так, многие команды форматирования страницы, которые были рассмотрены в главе 14, представляют собой команды, работающие в масштабах всего документа: установка полей, размера бумаги, ориентации и т.д. Добавление колонтитулов (эта тема будет освещена далее) также относится к числу команд, действующих на весь документ.
Если однажды вы решите по-разному отформатировать различные части документа (например, изменить ориентацию отдельной страницы или изменить выравнивание в нескольких страницах), то вам не обойтись без деления документа на разделы. Таким образом, вам придется форматировать страницы в одном разделе независимо от форматирования таковых в другом разделе. Например, чтобы создать титульную страницу с особыми установками форматирования, ее необходимо выделить в раздел. Можно выделить в раздел также таблицы.
Говоря о разделах, имеем в виду элементы форматирования, а не части научной работы. Такие разделы характеризуются одной отличительной особенностью: просматривая готовый распечатанный документ, никто не догадается, что он был разбит на разделы. Единственное, что заметят все, — это аккуратность и профессионализм вашей работы. Прочитав следующие разделы этой главы, вы узнаете, как создать раздел в документе.
Раздел — это часть документа, форматирование которой никак не связано с форматированием остального документа.
Форматирование абзаца и текста, а также создаваемые вами стили не позволяют разбивать документы на разделы.
Разделы применяются при создании оригинальных и забавных типов документов, речь о которых пойдет в части IV этой книги.
Вообще, деление на разделы — это более высокий уровень мастерства. Многие пользователи практически никогда этим не занимаются. Лично мне пришлось сталкиваться с разбивкой документа на разделы лишь несколько раз за все время работы с текстовыми процессорами. К чему я веду? К тому, что вы можете спокойно пропустить эту главу!
Удаление разрыва раздела
Удаление разрыва раздела
Символ разрыва можно удалить с помощью клавиши <Delete>. Разместите курсор перед символом разрыва раздела и нажмите <Delete>.
При случайном удалении символа разрыва раздела вы потеряете все специфические режимы форматирования, установленные в данном разделе. Поэтому, если с вами случится такая неприятность, постарайтесь сразу щелкнуть на кнопке Отменить или нажать комбинацию клавиш <Ctrl+Z> — еще до того, как вы выполните какие-либо другие действия.
Вы можете для удаления разрыва раздела также воспользоваться клавишей <Backspace>, предварительно выделив первый. Лучше всего просматривать разрывы разделов в обычном режиме отображения документа (команда Вид>Обычный).
это звучит гордо. Многозначительно. Серьезно.
В этой главе...
Документ— это звучит гордо. Многозначительно. Серьезно. Вряд ли вам когда-либо приходило в голову, что легкомысленное письмо приятельнице можно считать документом. Но Word отличается тем, что ко всему относится очень ответственно, поэтому любая безделица, созданная с его помощью, приобретает вес и значение. Моя жена, например, завела привычку записывать все, что я должен сделать по дому, в файл под названием Необходимо. Теперь мне стало значительно труднее отлынивать от своих обязанностей!
С точки зрения форматирования, документ— это далеко не то же самое, что страница (даже если он состоит из одной страницы). Документ — понятие более глобальное. Запомните хотя бы это, потому что все остальное из представленного в данной главе вам вряд ли понадобится — во всяком случае в тех документах, с которыми вы обычно работаете. К данной главе вам следует обратиться и в том случае, если вы вдруг захотите пополнить свои знания о Word и подняться до уровня (страшно сказать!) профессионала.
В колонтитул можно вставить достаточно...
В колонтитул можно вставить достаточно разнообразную информацию из раскрывающегося списка Вставить автотекст
Для того чтобы установить в колонтитуле нумерацию страниц, начиная с 1, вовсе не обязательно переходить на первую страницу. Word достаточно сообразителен, чтобы правильно пронумеровать страницы, независимо от того, на какой из них вы редактируете колонтитул. В режиме Разметка страницы можно быстро отредактировать колонтитул, дважды щелкнув на его "призрачном" изображении. Возможно, перед номером страницы вам захочется поместить какой-нибудь текст (чтобы номер не чувствовал себя слишком одиноким). В порыве творческого вдохновения вы вводите слово Страница и пробел, после чего щелкаете на кнопке со значком # (конечно, можно придумать и что-нибудь поинтереснее). Колонтитулы вы вправе создавать для каждого раздела документа. Если в документе несколько разделов, название колонтитула отображается вместе с номером раздела, например, так: Верхний колонтитул-Раздел 2-. Не забывайте, любые дополнения к колонтитулам, а также их изменения в одном разделе не отражаются на колонтитулах остальных разделов документа. Если вы хотите ввести в колонтитул текущую дату или время, на панели инструментов Колонтитулы следует щелкнуть, соответственно, на кнопке Дата . Не забывайте, что для перехода из верхнего колонтитула в нижний и обратно на панели инструментов Колонтитулы предусмотрена кнопка Верхний/Нижний колонтитул
Верхние и нижние колонтикулы
Верхние и нижние колонтикулы
Шапка— это вовсе не головной убор. Точнее, не только головной убор. Шапкой, или верхним колонтитулом, называют текст, повторяющийся вверху каждой страницы документа. Например, в некоторых книгах в верхней части каждой страницы располагается название главы или раздела. Это и есть верхний колонтитул, или шапка. Нижний колонтитул потому и нижний, что находится внизу страницы. Примером нижнего колонтитула может служить, в частности, старомодная фраза "Прошу перевернуть страницу", хотя есть и более содержательные колонтитулы, включающие в себя номера страниц, название главы или документа и еще что-нибудь полезное. В этой книге в нижней части страницы указывается название части и главы. Нижний колонтитул создается по тому же принципу, что и верхний.
Верхний колонтитул может содержать ваше имя, название документа, дату, номер страницы, заголовок, номер телефона, рекламный слоган — на ваше усмотрение. Нижний колонтитул может содержать все то же самое. Нижний колонтитул и сноска — разные вещи. Прочитав главу 22, вы узнаете, в чем заключается разница между ними.
Вкладка Источник бумаги диалогового окна Параметры страницы
Вкладка Источник бумаги диалогового окна Параметры страницы
3. В группе Различать колонтитулы установите флажок четных и нечетных страниц.
Этим вы сообщите Word, что хотите создать два комплекта верхних и нижних колонтитулов: один — для четных страниц, другой — для нечетных.
4. Щелкните на кнопке ОК.
Вы вернулись в режим редактирования верхнего/нижнего колонтитула, но теперь перед одним колонтитулом появилась надпись Верхний (нижний) колонтитул четной страницы, а перед другим, соответственно, Верхний (нижний) колонтитул нечетной страницы.
5. Создайте четный (нечетный) верхний (или нижний) колонтитул.
О том, как это сделать, речь шла в предыдущем разделе.
6. Создайте нечетный (четный) верхний (или нижний) колонтитул.
Щелкните на кнопке Переход к следующему
7. Закончив редактирование колонтитулов, щелкните на кнопке Закрыть.
Ну, что скажете? Оказывается, процесс создания колонтитулов не так уж сложен!
Вставка разрыва
Вставка разрыва
Вставить в документ разрыв несложно. Для этого в Word имеется удобное диалоговое окно Разрыв, вызвать которое можно с помощью команды Вставка>Разрыв.
На рис. 15.1 вы видите диалоговое окно Разрыв. В его верхней области представлены виды разрывов текста, а в нижней — виды разрывов страниц.
Предположим, вам необходимо создать титульную страницу документа. Для этого выполните следующие действия.
1. Выберите команду Вставка>Разрыв.
Появится диалоговое окно Разрыв, представленное на рис. 15.1.
2. В группе Новый раздел выберите переключатель Со следующей страницы.
Параметр Со следующей страницы действует как жесткий разделитель страницы. Он вводит в документ жесткий разделитель страницы и разрыв раздела одновременно. Это самая удобная форма разрыва раздела, поскольку все элементы форматирования, с которыми вам придется работать, относятся к уровню страницы.
3. Щелкните на кнопке ОК.
В режиме Разметка страницы новый разрыв раздела выглядит как жесткий разделитель страницы.